Вы смотрите информацию
для

Потребителям. Интернет-приемная МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА

Водителям автомобильного транспорта

 

На местах пересечения воздушных линий  электропередачи  с автомобильными дорогами,  по которым предусматривается передвижение автомобилей и других транспортных средств высотой более 3,8 м, устанавливаются предупреждающие знаки, указывающие допустимую высоту движущегося транспорта с грузом или без груза – не более 4,5 м.

(Подробнее о размере охранных зон воздушных и кабельных линий электропередачи).

 

  • Провоз негабаритных грузов

     
    • При высоте транспортного средства более 4,5 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты коммуникациями на маршруте перевозки.
    • При необходимости провезти транспортное средство общей высотой от поверхности дороги более 4,5 м. необходимо письменное согласование с МРСК Северо-Запада. В ряде случаев при транспортировке негабаритных грузов требуется сопровождение бригадой энергетиков, которые поднимают провода ВЛ, чтобы обеспечить проезд транспорта.
    • Движение машин под проводами воздушной линии электропередачи допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре и под надзором ответственного лица за безопасное производство работ. Маршрут перемещения должен быть указан в путевом листе.
  • Проезд под ЛЭП спецтехники

     

    • Передвижение крана и подъемника под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).
    • Движение машин и механизмов при строительных работах на участках, расположенных в охранной зоне, рекомендуется осуществлять поперек оси воздушной линии электропередачи.
    • Проезд по проселочным дорогам и вне дорог следует проводить  в местах наименьшего провисания проводов - вблизи опор поперек оси воздушной линии
    • Передвижение экскаватора под ЛЭП запрещается при расстоянии между проводами и верхней частью экскаватора:

    - Не более 1 м при напряжении до 35 кВ

    - Не более 2 м при напряжении свыше 110 кВ

    • На местах пересечения ВЛ 330кВ с автомобильными дорогами установлены знаки  о запрете остановки транспорта в охранных зонах ВЛ
    Заземление переносное машинное Заземление с помощью металлической цепи
     
    • Машины и механизмы на пневматическом ходу, находящиеся в  охранных зонах ВЛ должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления. В качестве заземлителя допускается использовать металлическую цепь, соединенную с кузовом или рамой и касающуюся земли.
    •  

      Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • В 2013 г. КАМАЗ, перевозивший негабаритный груз без сопровождения, зацепил провода линии электропередачи. Перевозимая техника загорелась.
      • В 2013 г. строительный кран проезжал под проводами линии электропередачи с поднятой стрелой. Оборванные краном провода упали на припаркованные вдоль дороги автомобили и повредили их.
      • В 2013 г. грузовик зацепился кузовом за провода ЛЭП. Автомобиль загорелся и водитель погиб.
  • Наезд на опоры ВЛ

     

    Наезд на опоры линий электропередачи в результате ДТП -  частная причина отключения электроэнергии в населенных пунктах. В год на территории МРСК Северо-Запада происходят сотни аварий, в результате которых потерявший управление водитель сбивает энергообъекты.  В 2013 году только  в Псковской области было зарегистрировано 273 случая повреждения объектов электросетевого хозяйства сторонними лицами. Ущерб, нанесенный предприятию  их действиями превысил в общей сложности 3,5 млн рублей.


    В каждом третьем случае водители, повредившие опоры, скрываются с места ДТП. По каждому факту повреждения опор ЛЭП совместно с сотрудниками органов внутренних дел проводится комплекс мероприятий. Водителю, который повредил опору и скрылся с места ДТП,  помимо возмещения ущерба грозит ответственность, предусмотренная КоАП РФ , вплоть до лишения прав.


    Автомобилисты, сбившие опоры, могут возместить ущерб и в досудебном порядке: повреждение опор  линий электропередачи может быть покрыто за счет страховой суммы по обязательному страхованию автогражданской ответственности.


    Ежегодно в ноябре-декабре увеличивается количество случаев повреждения автотранспортом опор линий электропередачи и уличного освещения - это связано с ухудшением дорожных условий из-за образования гололеда. Будьте внимательными и ответственными на дорогах.

    •  

      Из опыта МРСК Северо-Запада

      • В 2013 г. водитель  легкового автомобиля сбил опору ВЛ-0,4 кВ  в Вологодской области. Ущерб составил боле 10 тыс. рублей.  Благодаря  оперативным действиям сотрудников полиции, нарушитель был оперативно задержан. В ходе дознания  выяснилось, что задержанный автомобиль  значится  в угоне.  Филиал МРСК Северо-Запада «Вологдаэнерго» предъявил иск на возмещение причиненного ущерба.
      • В 2012 г. в Республике Коми шофер грузового автомобиля,  уходя от столкновения с легковым автомобилем, сбил опору  линии электропередачи 10 кВ. От удара опора сдвинулась на несколько метров и упала на «вахтовку». Без электроснабжения в 30 градусный мороз осталась часть потребителей города Микунь.
         
  • Сигналы электроопасности при  движении по автодороге

     

    • оборванный провод в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи
    • провисший провод в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи
    • испарение влаги из почвы вокруг опоры, таяние снега
    • возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт.

    Подробнее об опасности оборванного провода и зоне шагового напряжения читайте в разделе


     

    Электроопасность при проведении сельскохозяйственных работ на машине с грузоподъемными приспособлениями. При выполнении строительных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов могут наводиться и появляться опасные электрические потенциалы.


    Причины:

    • электромагнитная и электростатическая индукция
    • касание проводов частями машин и механизмов
    • приближении их к проводам на недопустимое расстояние.
  • Автотранспортное средство (легковой или грузовой автомобиль, автобус) зацепило провод ЛЭП. Что делать?

     

    Читайте в разделе Правила безопасности вблизи оборванного провода

    Немедленно сообщите об оборванном проводе:

    • По единому телефону службы спасения 112.
    • В ПАО «МРСК Северо-Запада»  по телефону бесплатной «горячей линии»: 8-800-333-02-52.
    • Если есть пострадавшие, вызовите скорую помощь по телефону 03.


    Предупредите прохожих об опасности:

    • Организуйте охрану места повреждения;
    • Обращайтесь к прохожим с предупреждением;
    • Не приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной бригады
    • Организуйте оказание первой помощи пострадавшим
    •  

      Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • В 2012 г. при падении строительного крана были повреждены опоры ЛЭП, и оборванные провода обмотали заднюю часть проезжающего пассажирского автобуса. Пассажиры оставались в салоне. После того, как на этом участке было отключено электричество, примерно через час после аварии, пассажиры покинули автобус. Пострадавших нет.
      • Рейсовый автобус зацепил провисший провод ЛЭП 110 кВ и оборвал его. Через некоторое время шины автобуса загорелись, пожар перекинулся на корпус. При выходе в переднюю дверь  трое пассажиров попали под действие электрического тока и погибли на месте. Остальные пассажиры эвакуировались через задние двери и не пострадали.
      • Водитель «КАМАЗа» при отсыпке грунта двигался с поднятым кузовом по обочине дороги в охранной зоне линии электропередачи и зацепил один из проводов линии 10 кВ. При выходе из машины,  держась за ручку двери машины, он ступил на землю и был поражен смертельно поражен электрическим током.

Работы в охранных зонах ЛЭП разрешаются только после согласования с сетевой организацией. Необходимо подать  в ПАО «МРСК Северо-Запада» письменное  заявление и  проектную документацию  не  позднее  чем  за  15  рабочих   дней  до начала работ.

Если оформление проектной документации, в соответствии с законодательством  о   градостроительной   деятельности   не     является обязательным, следует приложить к заявлению сведения   о параметрах  объекта,  о  сроках  и  объемах    работ. Лица, получившие решение о согласовании  строительных работ  в охранных  зонах,  обязаны  обеспечить сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Несанкционированные работы в охранных зонах являются административным правонарушением.  При  обнаружении  данных фактов, сетевая организация обращается в  федеральный  орган  исполнительной  власти,    уполномоченный на осуществление технического контроля и  надзора  в    электроэнергетике и подает заявление в суд о возмещении ущерба.

Помните, несанкционированные работы в охранных зонах могут  повлечь за собой не только отключение абонентов от электроснабжения, но и гибель людей от поражения электрическим током.

  • Статистика по МРСК Северо-Запада

    Ежегодно 45-52% технологических нарушений (порядка 1000 случаев в год) на территории обслуживания ПАО «МРСК Северо-Запада» происходит по вине воздействия посторонних лиц и организаций.  

    Наиболее распространенные.:
    • Обрыв провода грузовой техникой при проведении несанкционированных строительных работ.
    • Повреждение кабеля при проведении несанкционированных земельных и буровых работ.
    • Обрыв линий электропередачи при проведении несанкционированных лесозаготовительных работ.
  • Строительные и грузоподъемные работы в охранных зонах ВЛ

    Согласование работ:

    • Прежде чем приступить к производству работ машинами с грузоподъемными приспособлениями вблизи линии электропередачи руководство предприятия или организации должно издать приказ о порядке безопасного выполнения работ вблизи линий электропередачи и провести инструктаж.
    • Водитель или механизатор вместе с путевым листом должен получить наряд-допуск на производство работ, согласованный с МРСК Северо-Запада. В этом документе организация, эксплуатирующая воздушные линии электропередачи, дает разрешение на производство работ и определяет условия их производства.
    • Работы должны выполняться под руководством лица, ответственного по предприятию за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами. Ответственный показывает место установки крана и производит соответствующую запись в вахтенном журнале о разрешении работ.
    • При установке грузоподъемных кранов в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.


    Рекомендуется оснастить краны и подъемные механизмы устройством, сигнализирующим об опасном приближении к находящимся под напряжением проводам или устройством, отключающим механизмы при опасном приближении к проводам, находящимся под напряжением.

    Специальный кронштейн на оголовке
    гуська для сигнализатора опасного
    напряжения
    Сигнализатор опасного напряжения
    на оголовке основной стрелы

    Сигнал "Стоп" следует выполнить независимо от того, кто его подает.




    При проведении строительных работ машин с грузоподъемными механизмами  в охранных зонах воздушных линий электропередачи запрещается:

    • находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
    • выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
    • работать во время грозы или при приближении грозы;
    • работать в пролетах воздушных линий, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, и к оборванным проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 8 м;
    • приближаться к дереву, лежащему на проводах на расстояние менее 8 м;
    • работать на под проводами воздушных линий, на участках, имеющих резко неровный рельеф, а также наезжать на бугры высотой более 1 м;
    • устанавливать  стрелковый кран в охранной зоне линии электропередачи на аутригеры и расцепление стропов с привлечением  стропальщика
    Что делать, если строительная техника зацепила провода читайте в разделе "Правила безопасности вблизи оборванного провода"
    •  

      Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • Водитель «КАМАЗа» при отсыпке грунта двигался с поднятым кузовом по обочине дороги в охранной зоне линии электропередачи и зацепил один из проводов линии 10 кВ. При выходе из машины,  держась за ручку двери машины, он ступил на землю и был смертельно поражен электрическим током.
      • В 2011 г. при производстве погрузо-разгрузочных работ леса водитель крана-манипулятора задел техникой провода высоковольтных линий 110. При падении оборванные провода коснулись проходящей рядом воздушной линии 10 кВ, нарушив ее штатную работу.  Небрежность привела к погашению 46 трансформаторных подстанций и ряда социально значимых объектов, в числе которых две котельные, водозабор, очистные сооружения и телефонная станция.
      • В 2014 двое братьев доставали железобетонные блоки из обрыва с помощью подъемного крана. Пренебрегая всеми правилами техники безопасности, без предварительного согласования работ, они задели стрелой провод ЛЭП. Произошло короткое замыкание, мужчины погибли мгновенно.
      • В 2014 г. в Вологодской области экскаватор при проведении работ  при движении задним ходом коснулся  стрелой нижнего провода ВЛ. В результате происшедшего пострадали машинист экскаватора и дорожный рабочий.  Пострадавшие на машине скорой помощи были доставлены в городскую больницу.
  • Земельные работы в охранных зонах КЛ

    Согласование работ:

    • Перед началом работы бульдозером и экскаватором необходимо получить сведения о подземных коммуникациях.
    • Земляные работы на глубине  более  0,3  метра требуют согласования с сетевой организацией (МРСК Северо-Запада)
    • Выполнять работы в охранной зоне кабельной линий электропередачи можно только по наряду-допуску организации, в ведении которой находится линия электропередачи и под руководством руководителя работ или мастера.
    • проведение земляных работ в городах и районных центрах, где сосредоточено большое количество различного рода подземных коммуникаций, недопустимо без предварительного согласования с энергокомпанией и без выезда представителя энергокомпании непосредственно на место проведения работ.
    • Во время работы бульдозерист обязан выполнять работу и передвигаться по площадке только в местах, указанных производителем работ или мастером, строго придерживаться разбивочных знаков
    •  

    При проведении земельных  работ в охранных зонах кабельных линий электропередачи запрещается укладывать груз на электрические кабели, на краю откоса  или траншеи. Падение груза в траншею может повредить кабельную линию

    Если при проведении земляных работ обнаружен кабель,   не указанный в технической документации  на  производство  работ:

    • немедленно прекратите  работы
    • примите  меры к обеспечению сохранности кабеля
    • сообщите об этом сетевой организации, владеющей  кабельной линией,  либо  органу   исполнительной   власти,   уполномоченному на осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике.


    В случае механического повреждения кабельной линии необходимо:

    • о немедленно прекратить земляные работы
    • удалить на безопасное расстояние людей и технику – не менее чем на 8 метров от поврежденного кабеля.
    • сообщить сетевой организации, владеющей  кабельной линией (МРСК Северо-Запада)
    •  

      Из опыта МРСК Северо-Запада

      При проведении ремонта теплотрассы экскаватор повредил кабельную линию 10 кВ.  Работы осуществлялись без согласования с ПАО «МРСК Северо-Запада». В результате обрыва силового кабеля были обесточены 26 трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, которые питают несколько населенных пунктов Псковской области. Помимо жилых домов без электроснабжения остались  детский сад,  насосная станция и воинская часть.

 

Сельскохозяйственные работы в охранных зонах ЛЭП

Требуют согласования с сетевой организацией (МРСК Северо-Запада) работы:

  • полевые и сельскохозяйственные  работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования  высотой  от поверхности дороги более  4 м.  
  • земляные работы на глубине  более  0,3  метра - на   вспахиваемых землях - на глубине более  0,45  метра.
  • посадка и вырубка деревьев и кустарников
  • полив сельскохозяйственных культур в случае, если  высота   струи воды может составить свыше 3 м. в охранных  зонах  ВЛ;
  • планировка грунта.
  • полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли.
 
  • Меры электробезопасности при проведении сельскохозяйственных работ

     

    • С машинистом сельскохозяйственной техники при работе в охранной зоне ВЛ должен быть проведен соответствующий инструктаж
    • При работе в охранной зоне с применением высокогабаритных машин работы должны выполняться двумя лицами, одно из которых назначается наблюдающим.


    При проведении сельскохозяйственных работ  в охранных зонах воздушных линий электропередачи запрещается:

    • находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
    • выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
    • работать во время грозы или при приближении грозы;
    • работать в пролетах воздушных линий, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, и к оборванным проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 8 м;
    • приближаться к дереву, лежащему на проводах на расстояние менее 8 м;
    • работать под проводами воздушных линий, на участках, имеющих резко неровный рельеф, а также наезжать на бугры высотой более 1 м;
    • работать со стогометателем, транспортировать стога соломы, сена и других подобных грузов;
    • заправлять машины горючим и останавливать их (при аварийной остановке машина должна быть удалена из охранной зоны в кратчайший срок).
  • Работа с дождевальными установками

     

    • Серьезную опасность представляет собой соприкосновение сплошной струи воды с проводами. Необходимо выдерживать расстояние от проекций ближайшего к трактору провода до сопла дождевальной машины не менее 50-85 м.
    • Полив сельскохозяйственных культур в случае, если  высота   струи воды может составить свыше 3 м. в охранных  зонах  ВЛ требует согласования с сетевой организацией.
    • В тех случаях, когда полив выполняют с использованием удобрений, на провода и изоляторы могут попасть растворенные удобрения или навозная жижа. Это резко снижает сопротивление изоляторов и уменьшает воздушный промежуток между проводами, что может привести к перекрытию изоляторов и воздушного промежутка электрической дугой. Ухудшение изоляционных свойств изолятора вызывает утечку тока по опорам ВЛ и поражение людей и животных, прикоснувшихся к опорам. При поливе с удобрениями расстояние должно быть таким, чтобы струя жидкости не достигала охранной зоны.
     
    •  

      Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • Двое мужчин установили тракторную тележку под воздушной линией электропередачи 10 кВ и приступили к погрузке ранее заготовленного сена. При попытке увязать сухую траву металлическим тросом он коснулся провода линии электропередачи. Один из работников получил удар электрическим током. Обмотав руки рукавами пиджака, товарищ пострадавшего попытался вырвать трос из руки односельчанина, но также был поражен электрическим током. Жители поселка оказали пострадавшим помощь.
      • Девушка, поливая огород, зацепила струей воды провод линии электропередачи и погибла.
  • Лесозаготовительные работы в охранной зоне ВЛ

     

    Согласование работ:

    • Работы по вырубке деревьев и кустарников в охранной зоне ВЛ должны согласовываться с сетевой организацией.
    • Работы на рубках ухода и санитарных рубках леса и в том числе валка деревьев должны осуществляться в соответствии с утвержденной технологической картой.
    • Бригаде выдается схема разрабатываемой лесосеки, где указаны порядок выполнения работ, опасные зоны, расстановка механизмов и оборудования, технологические элементы лесосеки, средства безопасности.
    • При необходимости приближения к ВЛ на расстояние менее 2 м, с линии должно быть снято напряжение и установлено заземление на весь период выполнения работ.


    Опасность падения деревьев на ЛЭП

    • Валку деревьев следует проводить после подпила или подруба. Подпил или подруб выполняется со стороны, куда дерево должно быть повалено.
    • Наклонные деревья следует валить в сторону их наклона. Недопускается валить деревья, наклоненные в сторону ЛЭП
    • В случае падения, дерева на провода запрещается до снятия напряжения с ВЛ приближаться к дереву на расстояние менее 8 м
    •  

      Примеры несчастных случаев на территории РФ

      • В 2013 г. , мужчина приехал в лес за новогодней елью. Выбранное им дерево  росло на границе  с охранной зоной высоковольтной линией электропередачи. Дерево упало на провода и мужчина погиб от поражения электрическим током
      • Во время проведения лесозаготовительных работ вальщик леса подпилил дерево, наклоненное в сторону линии электропередачи. Дерево упало на провода. Мужчина попытался снять дерево и погиб от удара током при прикосновении к стволу.